Самиздат
   В любом авторе желание быть изданным всегда опережает предложения самих издателей, поэтому, не дожидаясь последних, каждый пишущий человек ищет различные способы обнародовать свои «нетленки». Самым действенным и реально воплотимым в жизнь способом обнародования является Самиздат, подразумевающий неофициальное издание в рукописном или отпечатанном виде произведений литературы.
   Самиздатовская участь не минула даже тех, кто впоследствии прославился на литературном поприще. Проведём небольшой экскурс в историю Самиздата.
     В досоветский период наиболее популярными распространяемыми в рукописном виде книгами были радищевское Путешествие из Петербурга в Москву и комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».
     После октябрьского переворота 1917-го бесцензурно печатать книги стало сложно. В сентябре 1918 в лавке Осоргина продавались рукописные сборники стихотворений Андрея Белого, Михаила Кузмина, Николая Гумилева, Владислава Ходасевича, Максимилиана Волошина. Позже такой тип изданий существовал и в 1920-1930-х годах, но скорее в качестве частных подарков.
    Поэт Николай Глазков, выпуская в начале 1950-х рукописные книжечки «тиражом» 3-4 экземпляра, указывал на титульном листе «Самсебяиздат». Со временем словосочетание сократилось до «самиздат» и стало означать в СССР неподцензурную литературу.
   На определённом жизненном этапе, когда из-под пера начали появляться более-менее достойные (по оценке окружающих) вещи, и мне пришла в голову мысль воспользоваться возможностями Самиздата. Техника, позволяющая воплотить задуманное в жизнь, уже полноправно входила в обиход. Таким образом, в 2000 году на свет появилась первая книга автора Игоря Алексеева под названием «Иронизмы».
    Впоследствии дизайн этой маленькой книжки несколько раз менялся, но не сильно. В общей сложности было выпущено около 100 экземпляров. Книга даже продавалась. В частности в Книжной лавке писателей на Кузнецком мосту и в Книжной лавке при Литературном институте им. Горького.
    В Книжной лавке писателей мне довелось некоторое время работать охранником и я имел возможность наблюдать за реакцией людей, обнаруживающих на прилавке магазина мой забавный фолиант. Те, кто брал его в руки и открывал, уже назад не клали, а шли к кассе. Наблюдать это было жутко приятно.
    А теперь несколько слов о том, как технически была выполнена эта брошюра. Всё содержимое книги, а её вёрстка была выполнена в программе Page Maker версии 6.5, распечатывалось на принтере, полученные листы использовались в качестве клише. Дальнейшее тиражирование книги происходило посредством ксерокса.
   Объёмы ксерокопироания и технические требования к нему (двусторонняя печать с максимально точным совмещением линий сгиба) не позволяли осуществить задуманное ни в домашних, ни в рабочих условиях, требовались, фактически, производственные площади. И здесь на помощь пришёл мой давний друг Леонид Спасский. Он не только организовал доступ к производственному ксероксу, но и сам принял активное участие в тиражировании книги. Пользуясь случаем, от себя и от своих читателей выражаю ему за это искреннюю благодарность. Да будет славно имя твоё, Лёнчик!
     К изготовлению обложки требовался особый подход. Её надо было как минимум заламинировать. В одном из магазинов мне на глаза попалась термоплёнка. Опробовав её на чистом листе бумаги, я убедился, что это именно то, что надо. Вот так вот, утюгом, обложка за обложкой, я и изготовил около ста штук непачкающихся глянцевых листов.
     Далее всё это требовалось скрепить. Тут тоже имелись нюансы. Для скрепления книжных листов я использовал исключительно никелированные скрепки, коих в то время в обороте имелось не так много. Поэтому мне приходилось собирать их по крупицам, иногда выпрашивая у секретарш и офисных работников. К тому же скрепки требовались толстые, так как объём книги составлял 140 листов. Поэтому я их распрямлял плоскогубцами и, придавая им форму прямоугольных скобок, вставлял в отверстия, заранее проколотые шилом. Затем загибал, аккуратно пристукивая небольшим молоточком. Вот такая была очерёдность операций.
     Но самое главное было впереди. Необходимо было обрезать брикет скреплённой книги с трёх сторон, причём сделать это ювелирно точно. Я много и упорно совершенствовался в этом деле и в конце концов достиг необходимого мастерства. Для этого по моему чертежу было изготовлено специальное приспособление. И тут опять не обошлось без посторонней помощи. Изготовителем станка выступил мой брат - Сиялов Андрей. А покрытие грубой металической поверхности механизма термостойкой эмалевой краской осуществила моя тётушка Аржакова Алевтина Степановна. Так же, пользуясь случаем, передаю им огромный привет и мою искреннюю признательность!
    В этот механизм клалось около трёх-четырёх экземпляров книжки, которые накрепко зажимались с помощью резьбовых соединений, расположенных по углам конструкции, и идеально отточенным сапожным ножом обрезались стороны. Потом ещё на некоторое время я оставлял книги в механизме, используя его уже в качестве пресса. В итоге получались неплохие и приятные на ощупь брошюрки.
     Внутренний дизайн книги выглядел следующим образом.
    Для иллюстрирования книги я использовал галерею рисунков фирмы Corel. Раздобыть галерею на 6 дисках опять же поспособствовал Леонид Спасский.
    В самом начале книги был размещён специальный лист для автографа.
    На представленной ниже фотографии видно, как я подписываю книгу «Иронизмы» своему старинному приятелю Олегу Жукову.
    Но были и несколько именных книг, где на том же самом месте был посредством принтера распечатан текст, посвящённый конкретному человеку. Например, я точно знаю, что такая книга до сих пор хранится у Леонида Спасского.
    Такова история моего Самиздата.